Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Почему в хороших гимназиях такие высокие проходные баллы?

Дата: 19 июня 2016 в 12:38
Автор: Пешкун И. М.
1 058 просмотров

Представьте себе, что французы сами выбирали бы команды для участия в проходящем сейчас финальном этапе Чемпионата Европы по футболу, а судьями во всех матчах были бы тоже французы. Мы же знаем, что они честные и благородные люди и что могут организовать Чемпионат и обеспечить абсолютно справедливые результаты. Бред? Конечно! Команды отбираются на финальную часть по международным правилам, судьи на матче не могут быть из стран, которые в этом матче участвуют, а весь регламент турнира построен на выявлении действительно сильнейших.

Почему результаты ЦТ несравнимо объективнее результатов экзаменов в гимназии? Потому что к ЦТ готовят одни, секретные задания составляют другие, в аудиториях находятся третьи (о конкретной аудитории они узнают за пару часов до начала ЦТ), проверяют работы четвертые плюс сканер с компьютером.

Экзамены в гимназии проводятся по заранее опубликованным сборникам. Все этапы конкурса в данную гимназию организуются работниками этой же гимназии. Они принимают документы, проводят экзамены, проверяют работы, ставят оценки, суммируют все результаты и объявляют, кто поступил. Согласитесь, что сложно говорить об объективности конкурса в гимназии, если он организован по принципу «одного окна».

К сожалению, перечень недостатков вступительной кампании в гимназии на этом не заканчиваются, а только начинается. Напомню, что к сумме результатов трех экзаменов (русский и белорусский языки и математика) добавляются оценки по этим предметам за курс 4-го класса. На мой взгляд, есть несколько причин, по которым эту систему надо срочно изменить, и ни одной причины, чтобы оставить, как есть. (Напомню, что оценки за курс 4-го класса в первые годы появления конкурса в гимназию не учитывались.) Во-первых, эти оценки субъективны, так как их ставит один учитель, в отличие от оценок в старшей школе, где баллы по предметам выставляются несколькими учителями. Во-вторых, учитель переживает из-за того, что если он не поставит своему ученику 10 баллов, а другой учитель поставит, то он будет чувствовать себя виноватым в том, что его ученики не поступили. Я знаю нескольких очень хороших, а значит, принципиальных, учителей, которые плакали, когда узнали, что их ученики не поступили в гимназии из-за годовых «восьмерок» и «девяток» (между прочим, это очень высокие результаты), а на экзаменах дети получили высокие оценки. В-третьих, родители многих четвероклассников разными способами прессингуют учителя, требуя высокую оценку для ребенка. Одна учительница начальной школы мне рассказывала, что к ней подходили родители, клали руку на плечо и говорили: «Вы понимаете, что решаете судьбу ребенка?»

На форуме к статье о гимназиях я прочел: «Когда приходят в гимназию учиться в 5 класс, понимаешь, что отметки у учащихся из 4-х классов липовые! Отсюда резкое снижение успеваемости (на 2 - 3 балла). А родители с гордым видом потом на родительских собраниях рассказывают, как их ребенок учился в 4-м классе. Смех...» Кстати, эти дети тоже не понимают причину резкого спада успеваемости, так как искренне верят, что их «десятки» были ими честно заработаны.

Странным является и набор экзаменов, которые должен сдавать ученик, поступая в любую гимназию. У моей знакомой в этом году сын не поступил в математическую гимназию, так как математику он сдал на 10, а языки на 7. А ученики, которые сдали математику на 7, а языки на 10, поступили. Кстати, у этого непоступившего парня оценки за четвертый класс такие: оба языка - 9, математика - 10. В результате все гимназии приобретают одинаковый гуманитарный уклон.

Следующий существенный недостаток - это система оценивания экзаменационных работ. Одно - два исправления - 9, а если исправлений больше, то можно получить и 7. Например, парень, о котором я упоминал выше, не сделал ни одной ошибки в диктантах, а «семерки» получил за несколько исправлений в каждой из работ. Получается, что школьник, который демонстрирует умение находить и исправлять ошибку, то есть умение мыслить, не соответствует требованиям, которые предъявляются будущему гимназисту. Мальчики вообще, как правило, делают больше исправлений, чем девочки, а «математики» делают больше исправлений, чем «гуманитарии».

Между тем, задания по математике и диктанты по языкам столь просты, что в конкурсе побеждают не те, кто лучше и больше решил математических задач или сделал меньше грамматических ошибок в диктанте, а те, кто просто сделал меньше исправлений. Говорят, что в следующем учебном году экзамены по математике будут проходить по новым сборникам, в которых будут еще более легкие контрольные работы. Примитивность заданий - еще один большой недостаток экзаменов в гимназии. По-настоящему яркие неординарные дети имеют немного шансов победить в этом конкурсе. Возвращаясь к футбольной аналогии, можно сказать, что побеждает не та команда, которая забила больше всех голов, а та, которая дольше остальных владела мячом, аккуратно перепасовывая мяч в середине поля.

Естественно, что столь непродуманная вступительная кампания в гимназии не способствует справедливому конкурсу и создает благодатную почву для различных злоупотреблений, а также для подозрений в злоупотреблениях, которых могло и не быть. Поэтому я предлагаю внести следующие изменения в правила приема в гимназии:

- отменить добавление к оценкам на экзамене школьных оценок по этим предметам;

- передать в РИКЗ проведение вступительных экзаменов в гимназии, а заодно и в лицеи (несмотря на критические замечания, в том числе и мои, считаю, что только РИКЗ завоевал репутацию учреждения, умеющего качественно организовывать и проводить экзамены, которые действительно позволяют отобрать лучших абитуриентов);

- изменить систему зачисления в гимназии: ученики, которые набрали в конкурсе больше баллов, должны иметь приоритет при выборе гимназии;

- уменьшить количество вступительных экзаменов с трех до двух: один из языков и математика (при поступлении в колледжи после 9-го и 11-го классов абитуриенты именно эти два экзамена и сдают);

 
<iframe frameborder="0" height="1" id="AdFox_iframe_3677607101" marginheight="0" marginwidth="0" scrolling="no" style="-webkit-font-smoothing: antialiased; margin: 0px; padding: 0px; outline: 0px; box-shadow: none;" width="1"></iframe>

- сделать экзаменационные задания более сложными, чтобы вместо конкурса чистописания проводить конкурс знаний;

- организовать общественное обсуждение данной проблемы с целью нахождения способа ее оптимального решения.

И еще одно очень важное предложение. Необходимо продумать не только то, как организовать справедливую вступительную кампанию, но и то, как предусмотреть возможность отчисления нерадивых учеников из гимназии. По действующему сейчас законодательству у гимназии нет никаких законных прав отчислить гимназиста, даже если он отвратительно учится по нескольким предметам или вообще не учится. Поэтому многие родители прилагают неимоверные усилия, чтобы запихнуть любой ценой ребенка в гимназию, понимая, что отчислить его законными методами будет практически невозможно.

Если же у гимназии будет возможность отчислить «двоечника» в конце любого учебного года, то многие родители остерегутся с помощью разных обходных маневров пропихивать ребенка, а у гимназии появится действенный механизм стимулировать гимназиста хорошо учиться.

КСТАТИ

В гимназиях 11 июня появились списки поступивших в пятый класс. Чтобы стать гимназистом, нужно было сдать три экзамена: русский, белорусский и математику. К трем отметкам по экзаменам добавлялись три годовые по этим предметам. Всего можно было набрать 60 баллов.

Если в прошлом году самый высокий проходной балл был 58, то в этом – 57. Столько нужно было набрать, чтобы поступить в гимназии № 10 и 50. Самый низкий балл в 2016 году - 46, в 2015 – 43.

КАКОЙ ПРОХОДНОЙ БАЛЛ БЫЛ В МИНСКИХ ГИМНАЗИЯХ?

Таблица проходных баллов.

Таблица проходных баллов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.