В настоящее время в Республике Беларусь большое внимание уделяется созданию условий для активизации занятости населения, главным образом, путем стимулирования предпринимательской инициативы.
В последнее время был принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих улучшению ситуации в данной сфере.
Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017г. №7
«О развитии предпринимательства» (далее – Декрет №7) разработан в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и исключения излишних административных барьеров.
Документ является результатом самого тесного взаимодействия органов государственного управления с предпринимательским сообществом и гражданами и минимизирует вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования, одновременно усилив механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за безопасную работу перед обществом.
Так, с 26 февраля 2018 года вступает в силу уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности, перечень которых определен в приложении к Декрету №7.
Справочно:
В этот перечень включены бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа (в нерегулярном сообщении), производство сельхозпродукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности.
По данным Минэкономики, именно в этих сферах сосредоточено порядка 95% малого и среднего бизнеса.
Для занятия данными видами деятельности достаточно подать одно-единственное уведомление в горрайисполком через службу «одно окно» или с помощью единого портала электронных услуг (www.portal.gov.by), и на следующий день можно осуществлять заявленный вид экономической деятельности. Подав такое уведомление, субъект хозяйствования автоматически берет на себя ответственность за соответствие своей деятельности законодательству.
До 2020 года установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), что будет содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий.
Отменен обязательный порядок использования печатей в процессе осуществления экономической деятельности.
Утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, в области охраны окружающей среды и требования в области ветеринарии, к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Требования максимально систематизированы и сокращены. Например, из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности сохранено 58, объем санитарных требований уменьшился с 1100 до 81, ветеринарных -
с 2200 до 207.
Общие правила к безопасности изложены максимально полно и последовательно, простым и доступным языком. Ознакомившись с ними, любой будет иметь четкое представление обо всех требованиях, которые он должен соблюдать для обеспечения безопасности своей деятельности.
Именно предусмотренный Декретом №7 перечень требований будет являться обязательным для соблюдения в ходе осуществления экономической деятельности. Положения иных технических нормативных правовых актов будут носить рекомендательный характер. Все обязательные технические нормативные правовые акты будут в свободном доступе на Национальном правовом интернет-портале и иных информационных ресурсах.
Справочно:
Для отдельных наиболее специфических объектов (например, нефтеперерабатывающее предприятие), функционирование которых сопряжено с повышенными рисками, требования к эксплуатационной безопасности будут определены Правительством.
Максимально упразднены административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации.
В сфере осуществления торговли и общественного питания предлагается отказаться от согласования исполкомами режима работы торговых объектов и объектов общепита (за исключением случаев их работы с 23.00 до 7.00 часов).
Субъекты хозяйствования могут самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь.
Личные гаражи разрешено использовать в качестве станций технического обслуживания без согласия членов гаражного кооператива.
В сфере транспортной деятельности предлагается отказаться от оформления путевых листов при выполнении автомобильных перевозок.
В сфере рекламной деятельности не надо согласовывать содержание размещаемой наружной рекламы и рекламы на транспорте (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), в связи с тем, что в Законе «О рекламе» и постановлениях Правительства определены необходимые требования к ее содержанию и предусмотрена ответственность в случае нарушения указанных требований. Это позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а также освободить государственные органы от такого согласования и использовать соответствующие ресурсы на осуществление других необходимых функций.
Значительно упрощается порядок ввода объектов строительства в эксплуатацию. Вместо необходимости получения согласований органов МЧС, санитарных служб и иных теперь будет достаточно подать заявление с приложением необходимого комплекта документов в исполком в службу «одно окно». Там оно в течение месяца пройдет все стадии согласования, по результатам которых будет принято решение о возможности ввода объекта в эксплуатацию.
В ближайшее время на уровне Главы государства будет утвержден единый перечень административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях обеспечения его стабильности и недопустимости чрезмерного разрастания.
Справочно:
Согласно действующей редакции постановления Правительства Республики Беларусь от 17 февраля 2012г. №156 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране осуществляется более 900 административных процедур (для сравнения, на момент утверждения в 2012 году перечень включал 716 процедур, то есть за пять лет количество процедур возросло на треть).
Установлена административная ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан (если нет признаков преступления), предусмотрено применение штрафных санкций в размере от 10 до 100 базовых величин.
Необходимо отметить, что Декретом №7 предусмотрено, что субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования.
Таким образом, в Декрете №7 реализован один из ключевых подходов, обозначенных Главой государства, о минимальном вмешательстве государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя.
Декрет Президента Республики Беларусь №1 от 25.01.2018г.
«О содействии занятости населения» (далее – Декрет №1) разработан в целях активизации деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве и стимулированию их занятости.
Декрет предусматривает концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости, конкретный перечень которых поручено определить правительству.
Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета №1 отведена местным органам власти. Местные исполнительные и распорядительные органы:
- обеспечивают выполнение прогнозных показателей в области содействия занятости населения;
- содействуют в трудоустройстве граждан на имеющиеся вакансии и созданные рабочие места;
- используют индивидуальный подход при оказании содействия в трудоустройстве гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- организуют обучение по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);
- организуют временную занятость, в том числе путем обеспечения возможности участия в оплачиваемых общественных работах;
- оказывают безработным консультативную, методическую и правовую помощь, организуют их обучение правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставляют им финансовую поддержку для организации предпринимательской и иной деятельности;
- проводят широкомасштабную информационную работу по разъяснению социально-трудовых гарантий, предоставляемых государством, ориентации граждан на осуществление легальной деятельности, а также профилактическую работу, направленную на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
Для реализации Декрета №1 местными исполнительными и распорядительными органами будет использоваться база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (база данных).
В целях координации работы по реализации норм Декрета №1 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.
Декретом №1 предусмотрено, что начиная с 1 января 2019г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.
Кроме того, Декрет №1 предусматривает освобождение плательщиков сбора на финансирование государственных расходов от его уплаты, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1. Возврат сбора осуществляется налоговыми органами.
Таким образом, Декрет №1 является весьма своевременным нормативно-правовым актом, направленным, в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения.
В целях развития торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений со средней численностью населения до 10 тыс. человек, а также создания дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих на этих территориях, 22 сентября 2017 года Главой государства подписан Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ №345).
Указом предусмотрена возможность установления с 1 января 2018г. по 31 декабря 2022г. на отдельных территориях особого режима налогообложения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания с уплатой налога на прибыль для предприятий в размере 6% и единого налога для индивидуальных предпринимателей в размере одной базовой величины, а также иных упрощенных условий осуществления этих видов деятельности.
Кроме того, предусматривается освобождение субъектов хозяйствования от налога на добавленную стоимость, налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
Справочно:
Действие Указа №345 не распространяется:
- на розничную торговлю автомобильным топливом (дизельным топливом, автомобильным бензином, газом, используемым в качестве автомобильного топлива), механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами (полуприцепами, прицепами-роспусками), ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
Областные Советы депутатов приняли решения об утверждении перечня населенных пунктов и территорий вне населенных пунктов на которые распространяется действие вышеуказанных налоговых льгот, установленных Указом №345.
В Гомельской области это 1607 населенных пунктов сельской местности и 17 малых городских поселений (Решение Гомельского областного Совета депутатов от 12 октября 2017г. №229 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017г. №345»).
Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017г. №337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее – Указ №337) расширен до 30 пунктов перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Перечень дополнен такими видами деятельности:
- реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местах изготовленных хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
- ремонт часов, обуви;
- ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
- сборка мебели;
- настройка музыкальных инструментов;
- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
- оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
- парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру и др.
Предлагаемые виды деятельности в настоящее время не требуют наличия специального разрешения (лицензии). По мере наработки навыков физическое лицо в дальнейшем может расширить свою деятельность, зарегистрировавшись в качестве субъекта хозяйствования и воспользовавшись правом найма наемных лиц.
Для осуществления видов деятельности по заявительному принципу необходимо:
- подать в налоговую по месту жительства письменное уведомление с указанием видов деятельности, которые предполагается осуществлять, видов товаров, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог.
Единый налог уплачивается за те месяцы, в которых осуществляется деятельность.
Лица, осуществляющие деятельность по заявительному принципу освобождены: от ведения учета и отчетности; обязанности приема наличных денежных средств с использованием бланков строгой отчетности и кассового оборудования; открытия расчетного счета.
Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017г. №364
«Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее – Указ №364) созданы дополнительные условия для сохранения народных ремесленных традиций, обеспечения легализации и развития отношений в данной сфере.
Одним из наиболее существенных изменений является расширение мест реализации изготовленных ремесленниками изделий: дополнительно предоставляется право реализовывать изготовленные товары в помещениях, используемых для их изготовления, с применением рекламы в интернете, путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным), путем доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта.
Расширяются возможности для кузнецов - снимаются введенные в 2010 году ограничения на изготовление в рамках ремесленной деятельности калиток и каминных решеток.
В связи с многочисленными обращениями граждан упрощается такой вид деятельности, как изготовление изделий в лоскутной технике.
Убирается требование к осуществлению данного вида деятельности путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности (из ткани, кожи или иных материалов).
Значительно расширен перечень изделий ручной работы, которые физические лица смогут изготавливать в рамках осуществления ими ремесленной деятельности.
Справочно:
Кухонный инвентарь, интерьерные куклы, кошельки, браслеты, вазы, горшки и кашпо для цветов, пасхальные яйца-писанки, сувениры на магнитной основе, обложки, чехлы для телефона, планшета и очков, свадебные аксессуары (подушечки и подставки для свадебных колец, подвязки для невесты, бутоньерки, бонбоньерки, банкетные карточки, открытки, конверты, приглашения, перчатки, веера, сумочки для невесты, галстуки-бабочки, корзиночки, интерьерные слова, украшения на автомобиль).
Для осуществления ремесленной деятельности необходимо стать на учет (представить заявление об осуществлении ремесленной деятельности) в налоговом органе по месту жительства, уплатить ремесленный сбор.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности производится: за полный последующий календарный год - не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года (для физических лиц, зарегистрированных в качестве ремесленника); в иных случаях - до начала осуществления ремесленной деятельности.
Ставка сбора - одна базовая величины в календарный год (с 01.01.2018 - 24,5 рубля).
Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017г. №365 «О развитии агроэкотуризма» (далее – Указ №365) усовершенствованы правила осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма.
Справочно:
В настоящее время правила осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 2.06.2006г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь».
Указом №365 уточнен и конкретизирован перечень оказываемых субъектами агроэкотуризма услуг по проведению мероприятий в рамках этой деятельности.
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма необходимо:
1) уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
2) направить письменное уведомление с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по установленной форме.
Справочно:
В настоящее время сообщение о намерении осуществлять такую деятельность направляется субъектом агроэкотуризма в соответствующий Совет депутатов первичного территориального уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполкомы).
Принятие Указа №365 в сравнении с прежним Указом №372 привело к следующим положительным изменениям:
- агроэкотуризмом можно заниматься и без ведения личного подсобного хозяйства;
- увеличился ряд дополнительных услуг, сопутствующих этому виду деятельности, например предоставление комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов; обеспечение агроэкотуристов питанием; проведение презентаций, юбилеев, банкетов; оказание услуг бань, саун и душевых; катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте; предоставление инвентаря для спорта и отдыха и др.
- жилой дом, необходимый для размещения гостей, может принадлежать как непосредственно гражданину, оказывающему услуги в сфере агроэкотуризма, так и членам его семьи;
- допускается возведение гостевых домиков, которые не подлежат включению в жилищный фонд.
В рамках реализации Программы участия ОАО «Белагропромбанк» по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь банком предусмотрена кредитная поддержка: для физических лиц – до 2000 базовых величин, процентная ставка – 5 % годовых, срок кредитования – до 7 лет.
Справочно:
В 2017г. в Гомельской области насчитывался 161 субъект агроэкотуризма: 154 усадеб, зарегистрированных физическими лицами, постоянно проживающими в сельской местности и малых городских поселениях, 7 субъектов агроэкотуризма, созданных на базе сельскохозяйственных организаций. В течение прошлого года зарегистрировано 9 агроусадеб. Наибольшее количество объектов агроэкологического туризма расположено в Гомельском, Речицком, Калинковичском, Рогачевском, Житковичском районах.
Главное управление идеологической работы,
культуры и по делам молодежи облисполкома
Комитет экономики облисполкома
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области
Главное управление торговли и услуг облисполкома
Гомельский областной территориальный фонд государственного имущества
Управление спорта и туризма облисполкома