Мероприятия по профилактике преступлений и правонарушений
Профилактическая встреча с учащимися 8-11 классов
День пропаганды здорового образа жизни
Профилактическое мероприятие «Скажем насилию НЕТ!»
Мероприятия в рамках комплекса дополнительных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений
Профилактическое мероприятие «Интерес ценою в жизнь»
Полезный разговор о вредных привычках
Акция "Сделай правильный выбор!"
Комплекс дополнительных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Ты со спортом подружись, пригодится на всю жизнь!
Профилактическое мероприятие "Имя беды - наркотики"
Мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух»
Разговор «Мир без насилия начинается с каждого»
Встреча со старшим оперуполномоченным группы наркоконтроля и противодействия торговле людьми
На территории Гомельской области объявлена специальная программа "Детство без насилия"
Профилактическая беседа о вреде курения, употребления вейпов и электронных сигарет
Профилактическая беседа о поведении учащихся во внеурочное время
День пропаганды здорового образа жизни
Влияние здорового образа жизни на человека
Спортландия "За здоровый образ жизни"
Правила дорожные знать каждому положено!
Линейка - открытие «Недели спорта и здоровья»
Видеоролики социальные рекламы антинаркотической направленности
Видеоролики социальные рекламы антинаркотической направленности
Знаете ли Вы все о своем ребенке?
❗️Представляете ли Вы, с какими опасностями может столкнуться ребенок? Понимаете ли Вы необходимость настоящей и своевременной родительской помощи ребенку?
Тот, кто считает, что владеет ситуацией полностью – ошибается❗️
Сегодня мир современного подростка огромен, он черпает информацию с глобальной сети, не всегда умело ставит внутренний фильтр там, где он просто необходим.
?Родителю нужно быть и юристом, и умелым психологом, педагогом и другом одновременно!
Как знать немного больше? Все просто!
?Территория сотрудничества – телеграм-канал, который транслирует один из старейших органов по защите прав и законных интересов детей – комиссия по делам несовершеннолетних. Более ста лет, держа руку на пульсе, комиссия по делам несовершеннолетних аккумулирует все о детях и дальше больше!
С нами Вы сможете увидеть актуальные опасности и предвосхитить негативные события, вовремя протянуть руку помощи своему ребенку и найти ответы на вопросы!
Подписывайтесь! Будьте в курсе!
Интернет - инструмент вовлечения в наркобизнес
Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.
Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широкой массе населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия не только для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотиков, но и для систематического решения иных масштабных криминальных задач, таких, например, как координация деятельности транснациональных преступных формирований и реализация эффективных схем «отмывания денег».
Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков привлекают в том числе детей и подростков.
В настоящее время стандартные приемы профилактики становятся малоэффективными, т.к. мы имеем дело со своеобразной молодежной субкультурой, тесно связанной с виртуальным пространством и дистанционным общением. Деятельность и развитие такого интернет-сообщества со временем создало благоприятные условия для зарождения некой сетевой среды, где индивиды могут общаться, вести определенную трудовую деятельность, приобретать и продавать товары и услуги, обучаться, пользоваться развлекательными сервисами.
Этим обстоятельством и пользуются хозяева интернет-магазинов по продаже наркотических средств и психотропных веществ, набирая новых закладчиков и курьеров из числа несовершеннолетних. Они не только предлагают с виду хорошо оплачиваемую работу, не требующую больших физических и временных затрат, связанную с использованием привычных гаджетов и Интернета, но и дают ложное чувство безопасности и застрахованности от задержания правоохранительными органами и привлечения к уголовной ответственности.
Соответственно и профилактика должна быть на всех уровнях не только в виде бесед о недопустимости противоправного поведения, жесткости наказания или вреде употребления наркотиков. Необходимо обращать внимание на ряд вроде бы безобидных признаков, которые свидетельствуют о возможном приближении беды.
Так, первые предложения о трудоустройстве приходят в основном в социальных сетях, как правило, это «ВКонтакте», «Одноклассники» либо путем веерной рассылки сообщений о высокооплачиваемой работе в мессенджерах.
После получения согласия дальнейшее общение проходит в одном из мессенджеров, чаще всего в Telegram. Здесь же происходит обучение методам конспирации и основным приемам работы. Также существует система, работающая по принципу финансовой пирамиды, когда за каждого вновь приведенного работника нашедшему полагается денежная премия. В данном случае вербовщиками выступают уже сами дети и подростки.
Таким образом, изначально необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать, как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля, большое количество которых совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.
Дело в том, что большинство используемого наркосбытчиками программного обеспечения имеет специфические функции и не используется рядовыми законопослушными пользователями.
Так, наркосбытчики активно используют наборы различных криптографических мессенджеров (VIPole, Telegram, Xabber, Wickr, WeChat, Signal), VPN-сервисы (виртуальные частные сети), анонимные браузеры, выделенные сервера, также ресурсы (фотохостинги, файлообменники) для хранения фотографий с изображениями расположения наркотиков.
В целях сохранения анонимности и скрытости противоправной деятельности стал приобретать популярность анонимный браузер ТOR, «луковый роутер», работающий в теневом сегменте Интернета (DarkNet) и позволяющий пользователям не быть замеченными и уязвимыми. Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. Суть работы данного браузера заключается в том, что он позволяет гражданам посещать сайты, заблокированные на территории страны проживания, путем замены IP-адреса, оставаясь при этом незамеченными.
DarkNet – это самый закрытый отдел мировой паутины (своеобразная, глубинная, не видимая обычному глазу часть айсберга, причем как и в случае с айсбергом, гораздо более массивная), куда не заходят даже поисковые роботы. Обычный интернет-пользователь тоже вряд ли попадет сюда случайно. Хотя тот, кому это по-настоящему нужно, попадет без особого труда. Чем больше развивается интернет-цензура, тем более DarkNet становится востребованным и тем более удобными становятся инструменты для работы с ним. И если во всем остальном Интернете владельцы сайтов пытаются повысить рейтинг сайта и увеличить его посещаемость, то вот в темном сегменте стараются сделать сайт как можно менее заметным для рядовых сторонних пользователей. Для этого используется шифрование, специальное программное обеспечение, а также нестандартные доменные имена и протоколы. Для того чтобы попасть в DarkNet, необходимо использовать браузер ТOR. Это своеобразный теневой аналог используемых всеми стандартных браузеров операционной системы и поисковиков. Ключевой момент здесь состоит в том, что при его использовании резко теряется скорость интернет-соединения, это обусловлено его техническими особенностями функционирования. Поэтому в обычной повседневной деятельности он и не используется, а применяется только для выхода в DarkNet и соблюдения мер конспирации. Нахождение подобной программы на компьютере или телефоне ребенка – прямой сигнал о том, что он уже втянут во что-то противозаконное или это вот-вот случится.
Итак, технология ТOR позволяет заходить на сайты и скачивать что-то из сети, не оставляя после себя никаких следов.
Это же относится к использованию для подключения к различным интернет-ресурсам прокси-серверов (комплекс программ) в компьютерных сетях, позволяющий клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам, и VPN (англ. VirtualPrivateNetwork – виртуальная частная сеть) – обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети (например, Интернет). Данные приложения позволяют обходить запреты на посещение определенных сайтов. МВД постоянно ведется работа по отслеживанию сайтов пронаркотической направленности и блокировке доступа к ним с территории Республики Беларусь. А при помощи VPN или прокси данная блокировка удачно обходится.
В обычной жизни вышеуказанные приложения (за исключением мессенджеров Viber и Telegram), как правило, гражданами не используются. Они достаточно специфические и основная их цель – скрыть свое истинное местонахождение в сети.
Если у ребенка вдруг в телефоне появились приложения, позволяющие определять GPS-координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги), стоит уделить этому пристальное внимание, т.к. данное программное обеспечение на 90% используется исключительно сбытчиками наркотиков. Никто в обычной жизни не будет накладывать координаты с указанием широты, долготы, высоты над уровнем моря и погрешности на фотографию понравившегося пейзажа или живописного дерева.
Использование программ для посещения DarkNet, набора мессенджеров, особенно содержащих чаты в закрытых группах, приложений для определения GPS-координат, специального обеспечения для скрытия истинных IP-адресов совершенно не нужно для обычного общения и эксплуатации смартфонов или персональных компьютеров. Их появление свидетельствует о вовлечении ребенка в противоправную деятельность.
Сайт наркоторговцев выглядит как классический форум: много веток, содержащих разнообразный контент, с возможностью комментариев и вывода удачных высказываний в отдельную ветку.
В настоящее время использование электронных кошельков при организации сбыта наркотиков становится менее актуальным в связи с тем, что финансовая составляющая наркобизнеса переориентировалась на криптовалюту, которая не имеет физического выражения, ее эмиссию никто не регулирует и не контролирует. Криптовалюта выпускается непосредственно в сети Интернет и никак не связана ни с обычной валютой, ни с любой государственной валютной системой. Все операции с криптовалютой фактически обезличены. Но, образно говоря, сладостей за криптовалюту не купишь, ее надо менять, а это тоже делается в виртуальном пространстве. Отсюда возникает необходимость в банковских картах.
Отдельными магазинами по продаже наркотиков для выплаты заработной платы в настоящее время используются обычные банковские платежные карты, в том числе оформленные на имя учащихся, карты ОАО «АСБ Беларусбанк». Однако наркодилерами могут выдаваться и карты¸ оформленные на подставных лиц, в том числе и иностранных банков (как правило российских). Учитывая изложенное, необходимо обращать внимание на попытки регистрации ребенка на криптообменных площадках, использовании электронных денег, неизвестных сим-карт, банковских платежных карт и т.д.
Рекомендации по родительскому контролю
РЕКОМЕНДАЦИИ
По использованию программ родительского контроля
Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.
Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широким массам населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотических средств.
Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных средств с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков получают подростки.
Таким образом, необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля, большое количество таких приложений совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.
Родительский контроль – приложение или программа, ограничивающая те или иные функции гаджетов: смартфонов, ноутбуков.
Приложения для родительского контроля используют, чтобы оградить ребенка от неблагоприятных сайтов, длительного пребывания в интернете или играх, а также для контроля его активности в интернете и недопущения ознакомления с нежелательным контентом, а также поиска запрещенных или ограниченных к обороту веществ, предметов, услуг.
На сегодняшний день именно смартфоны в основном используются для просмотра различных веб-страниц и поиска контента в Интернете.
У любого заботливого родителя совершенно обоснованно возникают вопросы, а что его ребенок читает в сети, с кем переписывается и какие видео смотрит, что он ищет и с чем опасным может столкнуться. Однако если подобный контроль будет тотальным ребенок может замкнуться и предпринимать меры к избеганию навязчивого надзора. И в данном случае хорошим подспорьем для обеспечения безопасности ребенка могут служить упомянутые выше программы родительского контроля.
Программы родительского контроля предназначены, в первую очередь, для создания ограничений ребенку, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра
web-сайтов. Здесь, в принципе, все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Обычно предлагается два варианта ограничений. В первом приложение работает с определенной базой данных, где содержатся сайты с содержанием категории 18+. Желательно, чтобы список регулярно обновлялся через интернет, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. Кроме того, родители могут расширять черный список сайтов на свое усмотрение. Во втором случае применяется более жесткий способ контроля – создание белого списка. Ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Минус подобного контроля заключается в чрезмерной строгости и необходимо часто корректировать список в соответствии с безобидными увлечениями ребенка. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется.
Еще один способ родительского контроля заключается в фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, названия наркотиков и прочие вещи, запрещенные для ребенка. Обеспечение безопасности ребенка за компьютером заключается не только в ограничении доступа к web-сайтам. Есть еще одна, если так можно выразиться, группа риска – это программы обмена мгновенными сообщениями (мессенджерами). Так, например, наркодельцы осуществляют обучения новых закладчиков с помощью Telegram или VIPole.
Некоторые программы родительского контроля способны производить анализ информации, отправляемой с компьютера. Если в ней встречаются некие ключевые слова, то происходит блокировка отправки сообщения.
Выбирать программу для родительского контроля следует индивидуально исходя из наличия, функциональности и соответствия конкретным запросам следующих функций приложений и сервисов:
- защита настроек родительского контроля паролем;
- сокрытие браузера и приложений;
- запрет на установку и удаление приложений;
- запрет на совершение встроенных покупок и запрос на разрешение покупок;
- фильтрация контента онлайн-магазинов по возрастному цензу;
- фильтрация веб-сайтов по принципу «разрешено/запрещено все, кроме»;
- ограничение на громкость воспроизводимой музыки;
- ограничение на использование мобильных данных;
- ограничение по времени использования устройства и блокировка устройства в определенный временной интервал, а также возможность удаленной блокировки;
- отслеживание местоположения ребенка. Приложения позволяют узнать не только где ребенок находится в данный момент, но и посмотреть историю перемещений за месяц. В отдельных случаях программа оповещает родителей, что ребенок вышел за пределы доверительной локации или подобрался к нежелательным районам (рынки, вокзалы, пустыри и т.д.);
- кнопка паники (в случае чрезвычайной ситуации позволяет ребенку нажать на тревожную кнопку, и информация об этом будет срочно отправлена на родительское устройство вместе с координатами ребенка);
- мониторинг истории звонков, SMS-трекер;
- статистика использования устройства;
- контроль общения. Здесь функционал значительно различается в зависимости от приложения. Одни позволяют родителю увидеть только список звонков, другие – читать СМС-сообщения и прослушивать телефонные звонки, третьи – дадут знать, что происходит в переписке посредством социальных сетей.
В качестве примера можно привести несколько наиболее типичных программ:
Google Family Link
Для использования программы необходима операционная система Android 7.0 или выше на устройстве ребенка, Android 5.0 и выше или iOS 12 и выше у родителя. Необходимо зарегистрировать аккаунты Google, к которым и осуществляется привязка настроек. Данная функция позволяет при смене устройства, сохранить все прежние ограничения.
Данное приложение позволяет отследить, сколько часов ребенок проводит в смартфоне, какие приложения открывает, что скачивает или собирается купить в Google Play.
Родители могут удаленно запретить загрузку подозрительного контента, ограничить время использования интернета, блокировать телефон на ночь или в любое другое время.
Также можно установить, где находится ваш ребенок (при условии доступа к сети Интернет).
Kaspersky Safe Kids
Необходима операционная система Android 4.4 и выше, iOS 12 и выше. На сайте Kaspersky также можно скачать версии cервиса для Windows 7 и выше и MacOS 10.13 и выше.
Основная особенность – более 100 профессиональных рекомендаций, которые вы получаете, пользуясь сервисом. В бесплатной версии собраны инструменты, которые показывают, что ваш ребенок ищет в интернете, на какие сайты заходит, какими программами пользуется и сколько времени проводит в сети. При необходимости все это можно регулировать, ограничивать и отключать.
Премиум‑вариант позволяет следить за зарядом батареи, мониторить активность в социальных сетях, просматривать историю запросов на YouTube и составлять расписание, по которому ребенок будет пользоваться устройством.
Для платных подписчиков доступна и геолокации с возможностью очертить безопасный периметр для прогулок. Если ребенок попытается обойти запреты или убежит за границы указанной в программе территории, система мгновенно отправит вам уведомление.
Bark
Приложение уделяет первостепенное внимание социальным сетям и электронным письмам и отправляет оповещения в случае обнаружения чего-либо, вызывающего подозрения.
Bark может работать более чем с 25 социальными сетями, и как только получает доступ к устройству, приложение сможет анализировать электронные сообщения, чаты, комментарии и распознавать изображения. Bark отмечает все, что считает неподобающим и отправляет соответствующие оповещения в аккаунт родителя.
Однако, следует принимать во внимание, что подключение аккаунтов в контролируемых социальных сетях и мессенджерах необходимо осуществлять вручную.
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ КАДОМУ!
ЗАКЛАДЧИКИ - "ПУШЕЧНОЕ МЯСО" В НАРКОБИЗНЕСЕ
В Беларуси вводится новый механизм реабилитации детей, страдающих зависимостью от алкоголя или наркотиков
В Беларуси вводится новый механизм реабилитации детей, страдающих зависимостью от алкоголя или наркотиков
Это предусмотрено законопроектом "Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который был принят сегодня депутатами в первом чтении.
Законопроект подготовлен во исполнение поручений Главы государства. "Его цель - совершенствование профилактической работы, а также введение нового механизма реабилитации детей, страдающих зависимостью от наркотиков или алкоголя, - сказал министр внутренних дел Иван Кубраков. - Законопроектом предусматривается возможность оказания специализированной помощи детям, страдающим алкогольной либо наркотической зависимостью. Данная работа будет реализовываться путем направления их в спецшколы по заявлениям родителей. С такими подростками организуют мероприятия комплексной реабилитации. Они содержат медицинский, психолого-педагогический и образовательный компоненты. Но самое главное, несовершеннолетний будет изъят из негативного окружения, что, безусловно, благоприятно скажется на процессе его реабилитации. Срок пребывания будет устанавливаться от шести месяцев до года. При этом нахождение прекращается в любое время по заявлению законных представителей".
Также упраздняется деление воспитательных учреждений на лечебные и учебные. "Правоприменительная практика показала, что такая специализация является формальной. Условия пребывания детей и воспитательная работа, проводимая с ними, идентичны", - отметил Министр.
Одновременно оптимизируются основания изоляции несовершеннолетних в специальное воспитательное учреждение. "На практике мы столкнулись с проблемой несовершенства действующего закона. В настоящее время такое решение принимается по одному из трех оснований. Например, если подросток четыре раза подряд привлечен к административной ответственности либо четыре раза подряд освобожден от нее. Аналогичный порядок установлен и по отношению к детям, не достигшим возраста привлечения к ответственности. Новая редакция позволит изолировать правонарушителей после совершения четырех административных деяний вне зависимости от мер взыскания и возраста правонарушителя. Таким образом, предложенные изменения предусматривают совокупность оснований", - обратил внимание Иван Владимирович.
Дополнительно вводится отдельное условие помещения несовершеннолетнего в спецучреждение. Оно касается тех подростков, которые преступили закон и в силу возраста освобождены от уголовной ответственности. Для этой категории достаточно совершения одного правонарушения по определенным статьям КоАП после совершения уголовно наказуемого деяния, чтобы рассматривать вопрос об изоляции. По мнению Министра, предложенные подходы позволят не допускать серии противоправных поступков от ребенка и начинать работу по упреждению на более ранней стадии.
Факты жестокого обращения детей с животными всегда вызывают широкий резонанс и общественное обсуждение. В социальных сетях появляются видеоматериалы, на которых подростки ради лайков и просмотров издеваются над животными. В связи с этим в качестве одного из оснований для направления в специальное воспитательное учреждение вводится статья 16.29 Кодекса об административных правонарушениях.
"Законопроектом определена дополнительная категория детей, в отношении которой будет обеспечиваться профилактический учет. Это лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Сейчас эта категория, к сожалению, выпадает из нашего поля зрения", - добавил Иван Кубраков.
«Родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!»
«Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Беларусь становится все более актуальной. Ежедневно следователи возбуждают уголовные дела по ст. 328 – за незаконный оборот наркотиков», – Следственный комитет Республики Беларуси.
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по итогам пяти месяцев 2023 года составляет 29. Это на 35 преступлений меньше в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Кроме того, отмечено сокращение количества детей, их совершивших, на 32,1 % (с 56 до 38), в том числе находящимися в состоянии наркотического возбуждения (- 47,1 %; с 17 до 9).
В настоящее время за совершение наркопреступлений в местах лишения свободы отбывает наказание 377 лиц, которые до осуждения являлись учащимися учреждений образования (210 (55,7 %) – колледжей, 127 (33,7 %) – школ, 40 (10,6 %) – вузов).
Видеоролик. Уважаемые родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!
Ребенок – главный пассажир!
В преддверии школьных каникул с 17 по 27 марта в стране проходит профилактическое мероприятие «Ребенок – главный пассажир!»
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушения правил перевозки пассажиров. Так, согласно ч.3 ст.18.11 КоАП Республики Беларусь, управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами — влекут наложение штрафа в размере до одной базовой величины. Согласно ч.6. ст.18.13 КоАП Республики Беларусь нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов — влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Госавтоинспекция напоминает родителям о необходимости позаботиться и обеспечить безопасные условия перевозки детей, а также напомнить им правила безопасного поведения в общественном транспорте, ведь дети – самые уязвимые участники дорожного движения.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ !
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ
ВИШИНГ- ПОПУЛЯРНЫЙ ВИД МАШЕННИЧЕСТВА
Об ответственности за участие в несанкционированных мероприятиях.
Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.
Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.
Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.
Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.
Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности.Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.
Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.
За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).
Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).
Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.
Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.
Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.
Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.
Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!
О недопустимости участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях
В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.
За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст. 23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.
За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.
Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.
Кодекс Республики Беларусь
об Административных Правонарушениях
Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –
влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.
5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –
влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
Об ответственности за распространение информации, противоречащей законодательству
Законом Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З «О введении в действие кодексов» с 1 марта 2021 года вводятся в действие:
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. (КоАП)
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2021 г. (ПИКоАП)
В связи с введением в действие КоАП и ПИКоАП c 1 марта утрачивают силу:
- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (КоАП 2003 г.), а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в КоАП 2003 г. в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.;
- Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в этот Кодекс в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г.;
- Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях». https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sh3hoiniki/library/КОДЕКС_РБ_ОБ_АДМИНИСТРАТИВНЫХ_ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.docx
НОВЫЙ КОАП
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего
1. К лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:
1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, - четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.
2. При наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 и 7.3 настоящего Кодекса, учитываются:
1) условия его жизни и воспитания;
2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;
3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;
4) характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).
3. Лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.
4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими ответственность обстоятельствами.
Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.
2. Освобождение лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет от административной ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.
Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия
1. При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:
1) разъяснение законодательства;
2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.
2. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.
Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия
1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
2. Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
3. Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени. При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:
1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;
2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;
3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взыскани
Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;
со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;
со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.
Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания
1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания -
влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 10.2. Оскорбление
1. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, -
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
2. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - штраф в размере от тридцати до двухсот б.в.
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, -
влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища -
влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Статья 11.1. Мелкое хищение
Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения -
влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.
Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества
Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, -
влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
Статья 16.29. Жестокое обращение с животным или избавление от животного
1. Жестокое обращение с животным (за исключением истязания животного), не повлекшее его гибели или увечья, -
влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.
2. Избавление от животного -
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
3. Жестокое обращение с животным, выразившееся в истязании животного либо повлекшее его гибель или увечье, -
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 19.1. Мелкое хулиганство
Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, -
влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения
1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -
влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -
влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
4. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -
влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.
Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, -
влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, -
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин