План мероприятий ГУО «Средняя школа №3 г.Хойники» по профилактике и предупреждению детского травматизма на 2024/2025 учебный год
№ п.п |
Мероприятие |
Срок исполнения |
Ответственные |
1. |
Изучение причин и факторов риска детского травматизма с целью проведения конкретных мероприятий по его профилактике, предупреждению осложнений и минимизации последствий травм |
август |
Заместитель директора по воспитательной работе |
2. |
Разработка плана работы ГУО «Средняя школа №3 г.хойники» по профилактике и предупреждению детского травматизма |
август |
Администрация, педагоги |
3. |
Оформление и обновление стендов по основам безопасности жизнедеятельности учащихся: - по пожарной безопасности; -соблюдение правил дорожного движения; -электробезопасности |
В течение года |
Заместитель директора по воспитательной работе |
4. |
Контроль за состоянием охраны труда в учреждении образования |
Постоянно |
Ответственный за ОТ |
5. |
Рассмотрение состояния детского травматизма в учреждениях образования на: - заседаниях педагогического совета; - совещаниях при директоре; |
Согласно плану, по мере необходимости |
Администрация |
6. |
Ежедневный осмотр состояния учебных кабинетов, мастерских с целью выявления и устранения факторов, опасных для жизни, здоровья детей и персонала |
ежедневно |
Ответственный за кабинет |
7. |
Обеспечение периодического осмотра за состоянием игрового и спортивного оборудования |
август, апрель, в течение года |
Комиссия учреждения образования |
8. |
Обеспечение безопасности в зимний период с целью предупреждения падений с крыш сосулек и обработка пешеходной зоны учреждения с целью предупреждения падения учащихся и работников школы на скользких участках асфальта во время гололёда |
в зимний период |
Заместитель директора по хозяйственной работе |
9. |
Организация практической отработки действий персонала и учащихся по эвакуации в случае возникновения пожара и других ЧС |
2 раза в год |
Администрация |
10. |
Организация дежурств педагогов во время перемен, приёма пищи и проведения массовых мероприятий |
В течение года |
Дежурный педагог |
11. |
Организация посещений (контроля) домовладений граждан воспитывающих несовершеннолетних детей, семей находящихся в социально опасном положении, многодетных семей, по выявлению и устранению причин и условий влияющих на безопасность жизнедеятельности несовершеннолетних. |
Постоянно |
Специалисты СППС, классные руководители |
12. |
Организация Единых дней безопасности |
Согласно проводимым акциям |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
13. |
Организация работы: - клуба юных спасателей-пожарных; - клуба юных инспекторов движения; -клуба юных друзей милиции; |
в течение учебного года |
Заместитель директора по воспитательной работе |
14. |
Организация воспитательно-профилактических акций: - «День безопасности. Внимание всем!»; - «Внимание! Дети!» - «Семья без насилия»; - «Стань заметней в темноте»; - «Не оставляйте детей одних»; - «Каникулы без дыма и огня»; - «В центре внимания – дети»; - «Безопасный Новый год». |
В течение года |
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
15. |
Участие в творческих конкурсах: - «Спасатели глазами детей»; - «Соблюдаем законы дорог»; - «Безопасный переход» - слет ЮИД; - слет ЮДМ; - слет ЮСП |
в течение учебного года в соответствии с календарем массовых мероприятий |
Заместитель директора по воспитательной работе, руководители клубов, педагоги |
16. |
Освещение вопросов безопасного поведения учащихся на родительских собраниях |
в течение учебного года |
Администрация, специалисты СППС |
17. |
Организация встреч учащихся с сотрудниками РОЧС, ГАИ, РОВД, ОСВОД, УЗ «Хойникская ЦРБ» по вопросам детского травматизма |
в течение учебного года |
Администрация |
18. |
Размещение информации по предупреждению детского травматизма на сайте учреждения образования |
в течение учебного года |
Заместитель директора по воспитательной работе |
19. |
Организация качественного проведения занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» |
в течение учебного года |
Педагоги |
20. |
Организация работы с детьми в перерывах между занятиями и в ГПД с целью безопасного нахождения детей в учреждении образования |
ежедневно |
Педагоги |
21. |
Организация бесед, классных часов, кинолекторий, дидактических игр, презентаций, занятий-практикумов и других мероприятий, направленных на укрепление здоровья, обучения основам безопасности жизнедеятельности, навыкам поведения в быту |
в течение учебного года |
Классные руководители |
22. |
Организация обучения правилам безопасного поведения во время учебных занятий, объединений по интересам |
Каждое первое занятие четверти |
Педагоги |
23. |
Организация обучения правилам безопасного поведения во время экскурсий (с записью в журнале) |
Постоянно |
Сопровождающий педагог |
24. |
Освещение вопросов по правилам безопасного поведения учащихся на общешкольных линейках |
Еженедельно в течении года |
Заместитель директора по воспитательной работе, специалисты СППС |
25 |
Организация обучения правилам безопасного поведения в период летних каникул |
Май-август |
Заместитель директора по воспитательной работе, специалисты СППС |
Охрана жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Решение задач в этой сфере осуществляется на государственном уровне в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом «О правах ребенка», другими законодательными и нормативными правовыми актами.
Особое внимание уделяется профилактике травматизма и гибели детей от внешних причин.
Справочно: в 2017 году в Гомельской области зарегистрировано 30 случаев смерти детей от внешних причин (в 2016 году – 28). В структуре внешних причин смерти преобладают травмы не совместимые с жизнью (14 случаев – 46,6%, из них 8 – в результате ДТП), удушения от попадания инородных тел (6 – 20,0%), удушения от повешения, термические ожоги, поражения электротоком, общие переохлаждения организма (по 2 – 6,7%), отравления и утопления (по 1 – 3,3%).
Дети – это не маленькие взрослые. Из-за особенностей физического и умственного развития, степени зависимости, типа активности поведения, риск получения детьми травм совершенно отличается от аналогичного риска для взрослых. Более того, степень риска изменяется на каждом из этапов развития детей по мере их взросления. Необходимо четко понимать, как конкретный этап развития ребенка влияет на возможность получения им травмы, и каковы потенциальные стратегии предотвращения травматизма.
Опасный возраст:
Первые месяцы жизни
Частой проблемой детей грудного возраста являются срыгивания. Если не выполнять простые рекомендации, ребенок может задохнуться рвотными массами. Также следует помнить о правилах, которые необходимо соблюдать при купании маленького ребенка (соблюдать необходимую температуру, никогда не оставлять ребенка одного и др.).
На младший возраст (10 – 14 лет) чаще всего приходится:
- дорожно-транспортный травматизм;
- утопление и др. последствия детской шалости;
В подростковом (15-19 лет) – риск травматизма связан с почти взрослым уровнем ответственности и способностью принимать самостоятельные решения. В значительной степени рискованное поведение и потенциал травматизма предопределяются независимостью подростков в сочетании с присущей им склонностью попадать под влияние сверстников.
Причинами детского травматизма независимо от возраста чаще всего являются:
- неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком (оставление ребенка без присмотра, хранение лекарственных средств и средств бытовой химии в зоне доступности и т.д.);
- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
- недостаток специальной мебели и ограждений для малышей в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
- дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования, на улице и др.
К сожалению, часть родителей недооценивают опасность, особенно бытового травматизма, поэтому специалистами здравоохранения разработана программа обучения родителей основам профилактики детского травматизма в раннем возрасте. Ее цель: информирование родителей, консультирование по возрастному развитию ребенка, индивидуальное определение опасных зон в квартирах и домах, установление факторов риска, обучение навыкам безопасного ухода.
В филиале №4 Гомельской центральной городской детской клинической поликлиники открыт и функционирует модельный центр по профилактике детского травматизма. В центре представлены модели основных травмоопасных зон квартиры, автомобиля и т.д. Показаны способы минимизации и предотвращения детского травматизма. Данный центр рекомендуется посетить каждой семье г.Гомель и Гомельского района, воспитывающей ребенка до трех лет. В будущем опыт работы данного центра будет распространен по всей области.
Помимо этого в Гомельской области функционируют 6 центров дружественного отношения к подросткам (ЦДП).
- центр на базе филиала №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника»;
- «Новое поколение» в детской поликлинике УЗ «Светлогорская центральная районная больница»;
- «Ветразь» в детской поликлинике УЗ «Жлобинская центральная районная больница»;
- «Гармония» на базе роддома УЗ «Речицкая центральная районная больница»,
- ЦДП на базе УЗ «Рогачевская центральная районная больница».
В центрах ведется активная деятельность по безопасному репродуктивному поведению и формированию здорового образа жизни среди подростков, в том числе имеющих особенности психофизического развития, страдающих алкогольной, наркотической или токсической зависимостью. К работе с подростками привлекаются специалисты межведомственных организаций (отделов внутренних дел, отделов образования), а также медицинские работники узких специальностей (психоневролог, акушер-гинеколог, психолог).
Подросткам группы риска на постоянной основе обеспечена доступность к проведению тестирования на ВИЧ, включая дотестовое и посттестовое консультирование в организациях здравоохранения области.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Самыми распространенными нарушениями Правил дорожного движения, характерными для детей, являются: переход проезжей части в неустановленных местах или на запрещающий сигнал светофора, внезапный выход на проезжую часть, игра в непосредственной близости от дороги.
Значительное влияние на сложившуюся обстановку с детским дорожно-транспортным травматизмом по-прежнему оказывает отсутствие должного контроля за поведением детей на улице со стороны взрослых, а также неправильная перевозка детей в личном транспорте.
Детей в возрасте до 5 лет в легковом автомобиле нужно перевозить с обязательным использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.
Детей от 5 до 12 лет необходимо перевозить с использованием удерживающих устройств или иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования указанных устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
За неиспользование детского удерживающего устройства в случаях, когда оно обязательно, предусмотрен штраф в размере до 4 базовых величин (ч.5 ст.18.14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь). В случае повторного такого нарушения в течение года – штраф от 2 до 8 базовых величин (ч.12 ст.18.14 КоАП РБ).
Каждому водителю необходимо помнить, что действия детей непредсказуемы. До минимума снижайте скорость в местах ограниченной видимости и будьте готовы в любой момент остановить автомобиль. Также необходимо проявлять предельную осторожность, проезжая и по дворовым территориям. На пешеходных переходах в обязательном порядке пропускайте юных пешеходов.
Взрослые обязаны обучать детей правильному поведению на дороге, не допускать беспечности.
Необходимо соблюдать основные правила.
Прежде всего, если вы или ваш ребенок переходите дорогу по регулируемому пешеходному переходу на разрешающий («зеленый») сигнал пешеходного светофора, то прежде чем начать движение, убедитесь, что водители остановились и пропускают вас. Только после этого начинайте движение. Дорогу не рекомендуется перебегать. Переходите спокойно. Объясните ребенку, что не следует бежать или сворачивать обратно, если он переходит дорогу и в это время загорелся «красный» сигнал светофора. Водитель обязан пропустить пешехода, чтобы он дошел до конца пешеходного перехода.
Как правило, именно детям свойственно перебегать дорогу по «зебре». Если дорога состоит из нескольких полос движения, то пройдя одну полосу, нужно замедлить шаг, убедиться, что соседняя машина остановилась. Это необходимо потому, что дети имеют невысокий рост, и многие водители просто не замечают выходящих из-за стоящего транспорта ребят. Кстати, неожиданный выход пешехода из-за стоящего транспорта – одна из самых распространенных причин ДТП. Если перед пешеходным переходом или на нем припаркован транспорт, ребенок должен обойти этот транспорт сзади (слева), поскольку если он выйдет из-за стоящего автомобиля, водитель, движущийся по дороге, не сумеет вовремя затормозить. А в случае обхода машины слева, он попадет в зону видимости водителя, и он его пропустит. Остановка – вообще, как ни странно, одно из наиболее аварийно опасных мест на дороге. В зоне остановочных пунктов ребята попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и причин тому несколько. Прежде всего, спешка, например, на автобус. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные» маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо быть особенно осторожным в этой ситуации, не спешить и внимательно смотреть по сторонам.
Помните! Нельзя обходить автобус, троллейбус ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть. Выходя из автобуса или троллейбуса, будьте осторожны: ступеньки наземного транспорта могут обледенеть. Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. Медленно движущаяся машина, кроме того, может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где автомобили появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Сугробы на обочине, сужение дороги из-за неубранного снега, стоящая заснеженная машина мешает увидеть приближающийся транспорт. Значит нужно быть крайне внимательным, вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть - если идет снег, резко ухудшается видимость, как водителей, так и пешеходов. Поэтому переход перед близко идущим транспортом крайне опасен.
Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить через проезжую часть.
Предотвращение гибели детей на пожарах
Основной фактор, обуславливающий повышенный риск детской смертности от различного рода чрезвычайных ситуаций - оставление детей без присмотра.
Справочно: в 2017 году в Гомельской области произошел 1 случай детской гибели на пожаре.
14 апреля в 16-53 спасатели Добрушского районного подразделения МЧС выехали по сообщению о пожаре жилого дома по улице Советская в городе Добруш. По прибытии к месту вызова кровля кирпичного двухквартирного дома была полностью охвачена огнем. Хозяйка квартиры пенсионерка 1936 г.р. в момент возникновения пожара находилась дома с двумя правнуками - мальчиком 2008 г.р. и девочкой 2006 г.р. Как выяснилось, девочка при возникновении пожара покинула квартиру и направилась звать на помощь мать, в то время как ее младший брат остался в доме. Спасателями, при проведении разведки, впоследствии были обнаружены тела пенсионерки и ее правнука 2008 г.р. Причина пожара – детская шалость с огнем.
К сожалению, часть родителей недооценивают опасность неосторожного обращения с огнем, забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Взрослые, оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки, провоцируют детей на опасные игры.
Возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда малыш не понимает всех последствий. Маленький ребенок остался без присмотра на 10 минут или на 1,5 часа – вероятность беды практически одинакова. Известны случаи, когда мама выходила во двор развесить белье, и этих 10 минут было достаточно, чтобы ребенок устроил пожар.
Согласно ст.159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее распространенная игра связана с разведением костров. Места для разведения костров подбирают соответствующие - подальше от родительских глаз. Пока огонь небольшой, ребенок наблюдает за происходящим. Но как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией ребенка становится испуг и стремление спрятаться. Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности и отсутствия необходимых навыков безопасного поведения при пожаре. В подавляющем большинстве случаев трагедии с детьми происходят по недосмотру и излишней самоуверенности родителей.
Безопасность при сходе снега с крыш зданий.
Зимой большую опасность представляют сосульки на крышах домов и спрессованные до состояния льда языки снега, которые в любой момент могут обрушиться и причинить большой вред здоровью. Напомните ребенку, что чаще всего сосульки образуются над водостоками, поэтому эти места фасадов домов бывают особенно опасны. Кроме того, стоит обратить внимание на обледенение тротуаров, так как более толстый слой наледи образуется под сосульками. Нужно соблюдать осторожность и по возможности не подходить близко к стенам зданий. Если во время движения по тротуару ребенок услышал наверху подозрительный шум – нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием. Особое внимание стоит обращать на огороженные участки тротуаров и ни в коем случае не заходить в опасные зоны.
Безопасность детей на льду
С образованием первого льда дети выходят на водоем по различным причинам: порыбачить, поиграть или перейти по льду с одного берега на другой.
Выходить на лёд зимой можно только в сухую морозную погоду. Нельзя делать этого во время даже кратковременных оттепелей, когда лёд подтаивает и становится рыхлым. Выход на лёд запрещается во время ледостава, пока толщина льда не достигнет 7 сантиметров,
а также в период интенсивного таяния и разрушения льда.
При сырой или тёплой погоде даже сравнительно толстый лёд становится непрочным. Особую опасность по первому льду представляют широкие и глубокие водоёмы, а также реки даже со слабым течением.
Никогда нельзя забывать о серьезной опасности, которую таят в себе только что замерзшие водоемы. В это время лед только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов или ручья, впадающего в водоем, вода зачастую покрывается очень тонким льдом. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом.
Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, ведь под снегом лед нарастает медленнее. Объясните ребенку, что замерзшие водоемы - не место для игр. Выходить на лед можно в случае крайней необходимости и только в сопровождении взрослых. Заранее оговорите с ребенком правила безопасного поведения.
Расскажите, что если он провалился под лед – нужно громко звать на помощь взрослых. Если поблизости никого не оказалось, нужно попытаться выбраться на лед самостоятельно в том направлении, откуда двигался. Для этого надо как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно и медленно ползти к берегу. Если самостоятельно выбраться из воды так и не удалось, нужно зацепиться за лед как можно дальше от края полыньи и громко звать на помощь. А вот если ребенок увидел, что кто-то провалился, то не только громко кричать о помощи, но и вызывать спасателей по телефону 101 или 112.
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Профилактика детского насилия.
Детство − это важный этап в жизни человека, когда формируются качества, необходимые во взрослой жизни, происходит социализация личности. Поэтому любое насилие имеет самые серьезные последствия. Непоправимый вред растущему организму наносит сексуальное насилие. Оно меняет отношение ребенка к себе и миру.
Реакцией на такое насилие является низкая самооценка жертвы, чувство вины и стыда, собственной неполноценности, осознание, что ты хуже всех. Некоторые из потерпевших вымещают свой гнев на младших детях, животных, зачастую сами становятся насильниками.
Справочно: в 2017 году в области жертвами преступлений против половой неприкосновенности стало 88 детей.
Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде дома, учреждении образования, оздоровительном лагере, но и дома. Чаще всего преступником становится родственник жертвы – отец, дедушка, отчим или близко знакомый. Поэтому на поверхность всплывает только часть таких преступлений. Дети просто молчат. Маленькие жертвы молчат потому, что не понимают, что с ними происходит, или считают это нормой. Старшие – молчат потому, что стыдятся, боятся, что им не поверят. Боятся разрушить семью и причинить боль близкому человеку.
Справочно: на протяжении двух лет в Калинковичах отец под воздействием наркотиков насиловал дочь. Преступник осужден на 13 лет лишения свободы. В Петриковском районе к 12 годам лишения свободы приговорен местный житель за совершение насильственных действий сексуального характера как в отношении своего несовершеннолетнего сына, так и падчерицы.
Не менее актуальна проблема преступлений против половой неприкосновенности, связанных с изготовлением и распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетних.
Справочно: в 2017 году в области зарегистрировано 14 таких преступлений.
Интернет становится все более востребованным среди детей и подростков. Они активно общаются в соцсетях, обмениваются информацией. Злоумышленник нередко заводит знакомство с ребенком, выдавая себя за ровесника. Устанавливает дружеские отношения с жертвой. Входит в доверие, узнает его номер мобильного и договаривается о встрече.
Практически невозможно обычными средствами оградить ребенка от посещения нежелательных сайтов. Поэтому нужно постоянно напоминать подросткам и их родителям о правилах безопасности в интернете посредством СМИ и тематических уроков в школе, установить программу «Родительский контроль» на персональных компьютерах, а также принять на государственном уровне меры по защите детей от негативного контента в интернете.
Отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье оказывает ранняя половая жизнь.
За интимную связь и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, установлена уголовная ответственность.
Справочно: потерпевшими по таким уголовным делам в 2017 году в области признано 40 подростков.
Как показал опрос более 15 тысяч учащихся, основной причиной ранней половой жизни является желание казаться взрослее, дальше идет любопытство и воздействие алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Ранние половые отношения – это прямой путь не только к незапланированной беременности, но и к многочисленным инфекциям.
Ежегодно в области выявляется свыше 10 ВИЧ-инфицированных детей, в том числе заразившихся от половых партнеров.
Не последнюю роль в профилактике преступлений против половой неприкосновенности детей может сыграть просвещение.
Половое воспитание детей нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие их темы, чтобы не создать информационный вакуум. Первоначальные знания дети должны получать от своих родителей. Родители должны научить детей правилам безопасного поведения.
Ребенку необходимо разъяснить, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Нужно научить ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.
Самым надежным способом, который поможет ребенку противостоять насилию, является доверие, взаимное уважение между родителями и детьми. Семья должна стать неотъемлемой частью детства и юношества своих детей.
Родителям нужно набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях. Задавайте ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях, поощряйте стремление делиться сокровенными переживаниями, будьте в курсе взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми. Секретность и скрытность должна насторожить.
С целью оказания психологической помощи подросткам на базе учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» обеспечено функционирование телефонной горячей линии для оказания детям и подросткам экстренной психологической помощи («телефон доверия» – 8 (0232) 35-91-91).
Берегите своих детей! Дети приносят в этот мир великую радость вместе со своим заливистым смехом, неуклюжими, первыми шагами и бесконечными «почему». Давайте будем более ответственны и внимательны к своим детям. «Ни школа, ни улица ребенка не воспитывают. Его воспитывают родители. Причем больше собственным примером, чем словом.» (В.Даль).