Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 7 мая 2010 г. N 1/11626
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 мая 2010 г. № 240
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
В целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, а также защиты трудовых и социально-экономических прав граждан:
1. Установить, что:
1.1. профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры (далее - профсоюзы) вправе осуществлять общественный контроль в случаях, установленных законодательными актами;
1.2. общественный контроль осуществляется профсоюзами:
1.2.1. в соответствии с принципами:
социального партнерства между профсоюзами, государственными органами и иными организациями;
законности при осуществлении общественного контроля и ответственности профсоюзов, их представителей за нарушение законодательства при его осуществлении;
1.2.2. в форме проведения:
проверок <*> в случаях, установленных настоящим Указом;
мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок;
__________________________________
<*> Для целей настоящего Указа под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых профсоюзами в отношении контролируемых субъектов, по итогам которых оценивается соответствие требованиям законодательства, коллективного договора (соглашения) осуществляемой контролируемыми субъектами деятельности по обеспечению трудовых и социально-экономических прав граждан, действий (бездействия) должностных лиц и иных работников контролируемых субъектов.
1.2.3. в отношении контролируемых субъектов - организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций (далее - контролируемые субъекты);
1.2.4. на основании планов, разработанных и утвержденных в установленном республиканскими союзами (ассоциациями) профсоюзов (далее – республиканские объединения профсоюзов) порядке;
1.3. общественный контроль (за исключением осуществляемого в форме проведения проверок) осуществляют представители профсоюзов, порядок назначения (избрания, наделения полномочиями) которых устанавливается республиканскими объединениями профсоюзов. Полномочия представителей профсоюзов на осуществление данного общественного контроля подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке;
1.4. первичные профсоюзные организации независимо от наличия у них статуса юридического лица (далее – первичные профсоюзные организации) осуществляют общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок;
1.5. по результатам осуществления общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, профсоюз вправе в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке выдать контролируемому субъекту рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения), если иное не установлено настоящим Указом.
Контролируемый субъект обязан рассмотреть данную рекомендацию и информировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.
2. Профсоюзы, за исключением первичных профсоюзных организаций, вправе осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок за:
соблюдением законодательства о труде;
соблюдением законодательства об охране труда;
соблюдением законодательства о профсоюзах;
выполнением коллективного договора (соглашения).
3. Общественный контроль в форме проведения проверок уполномочены осуществлять следующие представители профсоюзов:
3.1. за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах – правовые инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к правовому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего юридического образования;
3.2. за соблюдением законодательства об охране труда – технические инспекторы труда профсоюзов. Обязательным квалификационным требованием к техническому инспектору труда профсоюзов является наличие у него высшего технического образования;
3.3. за выполнением коллективного договора (соглашения) – правовые и технические инспекторы труда профсоюзов.
Правовыми и техническими инспекторами труда профсоюзов (далее – проверяющие) являются лица, состоящие в трудовых отношениях с профсоюзами.
4. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 5 настоящего Указа, осуществление общественного контроля в форме проведения проверок в течение двух лет со дня:
государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций;
создания - представительств иностранных организаций.
5. В течение срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, могут назначаться проверки:
для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;
по заявлению контролируемого субъекта;
при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан. Анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок;
для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (далее - контрольная проверка).
Проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке с соблюдением иных требований настоящего Указа.
6. По истечении срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа, проверка по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда может быть проведена профсоюзом при ее включении в план осуществления профсоюзом проверок (далее - плановая проверка).
Профсоюз вправе назначать плановые проверки в отношении контролируемых субъектов по мере необходимости, но не чаще одного раза в два года.
7. Без включения в план осуществления профсоюзом проверок в отношении контролируемых субъектов проверки назначаются руководителем профсоюза или уполномоченным им заместителем руководителя профсоюза, помимо оснований, перечисленных в пункте 5 настоящего Указа, при наличии у профсоюза информации, полученной от:
государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;
первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).
8. Плановые проверки одного контролируемого субъекта по различным вопросам в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими проверяющими, в том числе различных профсоюзов, только в форме проведения совместной проверки.
Не допускается:
проведение профсоюзами нескольких плановых проверок одного и того же контролируемого субъекта в течение календарного года;
проверка профсоюзом контролируемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период совместно с другим профсоюзом, в том числе в ходе совместной проверки.
В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения. Осуществление в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
Сроки назначения плановой проверки исчисляются профсоюзом со дня окончания им предыдущей плановой проверки, назначенной после вступления в силу настоящего Указа. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения срока, определенного в пункте 4 настоящего Указа.
9. Осуществление общественного контроля профсоюзами не исключает возможности проведения проверок контролирующими (надзорными) органами, в том числе по одним и тем же вопросам, и не является основанием для переноса срока проведения проверки контролирующим (надзорным) органом.
10. Проверка контролируемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Период, за который проводится проверка, не ограничивается в случае обращения физического лица - члена профсоюза при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
11. Незаконное вмешательство в деятельность контролируемого субъекта запрещается.
Контролируемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
12. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок.
13. Проверяющий обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги).
В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в представлении (справке), выдаваемом проверяющим по результатам проверки.
14. Невнесение проверяющим записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение этим лицом либо должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.
Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) контролируемого субъекта.
Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано контролируемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня окончания проверки руководителю профсоюза, назначившему проведение проверки, и рассматривается вышестоящим профсоюзом (руководителем профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется контролируемому субъекту, а в случае принятия решения о признании проверки незаконной – также в органы прокуратуры. В случае несогласия с решением вышестоящего профсоюза (руководителя профсоюза, если вышестоящий профсоюз отсутствует) об отказе в признании проверки незаконной в десятидневный срок со дня получения такого решения действия (бездействие) проверяющего либо должностного лица профсоюза, назначившего проведение проверки, могут быть обжалованы контролируемым субъектом в суд.
15. Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. При этом административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.
Предоставить право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в части первой настоящего пункта, уполномоченным должностным лицам органов прокуратуры, а рассматривать дела о данном правонарушении – районному (городскому) суду.
Совершение проверяющим или должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, деяний, указанных в части первой настоящего пункта, рассматривается как ненадлежащее исполнение своих обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Необоснованное назначение проверки должностным лицом профсоюза, назначившим проведение проверки, совершенное с использованием своих полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам контролируемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.
16. Установить, что части первая и вторая пункта 15 настоящего Указа действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом.
17. Настоящий Указ не применяется при осуществлении проверок, сведения о проведении которых внесены в книгу учета проверок до вступления в силу настоящего Указа.
Пункт 18 вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 19 данного документа).
18. Совету Министров Республики Беларусь:
в шестимесячный срок обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта закона Республики Беларусь, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом;
в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
Пункт 19 вступил в силу со дня официального опубликования.
19. Настоящий Указ вступает в силу через месяц после его официального опубликования, за исключением пункта 18 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Указа.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
06.05.2010 N 240
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СТРУКТУРАМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ТАКИХ СОЮЗОВ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ СТРУКТУРАМИ В ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяются порядок осуществления в Республике Беларусь общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, за исключением первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы), в форме проведения проверок, а также права, обязанности правовых и технических инспекторов труда профсоюзов (далее - проверяющие) и контролируемых субъектов - организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее - обособленные подразделения), где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций (далее - контролируемые субъекты).
2. Для целей настоящего Положения используются термины, определенные в Указе, утверждающем настоящее Положение, а также термины, имеющие следующие значения:
представитель контролируемого субъекта - руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), работник контролируемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы контролируемого субъекта;
руководитель проверки - представитель профсоюза, возглавляющий группу проверяющих, проводящих проверку по одному или нескольким вопросам, указанным в пункте 2 Указа, утверждающего настоящее Положение;
удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность представителя профсоюза и право на осуществление им общественного контроля в форме проведения проверок. Удостоверение выдается на период действия полномочий на осуществление указанного общественного контроля, подписывается руководителем профсоюза и заверяется печатью профсоюза. Форма, срок действия, порядок выдачи (повторной выдачи), замены и сдачи удостоверений устанавливаются республиканскими объединениями профсоюзов.
ГЛАВА 2
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОВЕРЯЮЩИХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНТРОЛИРУЕМЫХ СУБЪЕКТОВ
3. Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
при предъявлении удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объекта, допуск на который ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объект) свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) контролируемого субъекта для проведения проверки;
при проведении проверки проверять у представителей контролируемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;
в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от представителей контролируемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности;
истребовать и получать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе от государственных органов, иных организаций, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности контролируемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных контролируемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов;
требовать письменные и устные объяснения от представителей контролируемого субъекта, иных работников контролируемого субъекта по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
устанавливать факты нарушения контролируемым субъектом законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
4. Проверяющие, кроме прав, указанных в пункте 3 настоящего Положения, имеют право при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок:
4.1. за соблюдением законодательства о труде и о профсоюзах, за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществлять иные действия, предусмотренные коллективными договорами (соглашениями);
4.2. за соблюдением законодательства об охране труда:
запрашивать и получать от контролируемых субъектов, государственных органов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях;
принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
требовать от контролируемого субъекта отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
требовать от контролируемого субъекта устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья - приостановления этим субъектом выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений;
требовать от контролируемого субъекта проведения внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников контролируемого субъекта при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжким последствиям;
привлекать на договорной основе эксперта в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Контролируемый субъект должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы, ему должны быть разъяснены его права, указанные в пункте 6 настоящего Положения. Оплата за проведение экспертизы производится профсоюзом, а в случае, если по результатам проверки установлены нарушения по вопросам, по которым назначалась экспертиза, - за счет средств контролируемого субъекта.
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате эксперту, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
5. Проверяющие обязаны:
предъявить представителю контролируемого субъекта удостоверения и предписание на проведение проверки;
проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги);
проводить проверку в рабочее время контролируемого субъекта;
требовать у представителей контролируемого субъекта только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
соблюдать законодательство, права и законные интересы контролируемого субъекта;
ознакомить представителей контролируемого субъекта с результатами проверки;
в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, письменно уведомить представителя контролируемого субъекта о применении при проведении проверки технических средств (в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов);
требовать от представителей контролируемого субъекта устранения выявленных нарушений законодательства;
принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
6. Представители контролируемого субъекта вправе:
требовать от проверяющих предъявления удостоверений и предписания на проведение проверки;
отказать в допуске проверяющих на территорию контролируемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объекта, допуск на который ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объект;
не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
не выполнять требования проверяющего, если они не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получить копию предписания на проведение проверки, представления (справки);
заявить отвод эксперту;
просить о назначении эксперта из числа указанных ими лиц;
представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
присутствовать с разрешения проверяющего при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
знакомиться с заключением эксперта;
обжаловать решения профсоюза по результатам проверки, действия (бездействие) проверяющих и должностных лиц профсоюза, назначивших проведение проверки, в порядке, установленном настоящим Положением.
7. Представители контролируемого субъекта обязаны:
не препятствовать осуществлению представителями профсоюза общественного контроля;
выполнять законные требования проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок;
обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
обеспечить проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
при проведении проверки на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, безвозмездно выдавать проверяющим на время проведения проверки специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты;
содействовать проверяющим в проведении проверки;
давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности контролируемого субъекта, представлять справки, расчеты;
представить проверяющим затребованные в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
предупредить проверяющих о том, что затребованные ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
возмещать в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением экспертиз;
принять меры к устранению выявленных проверяющими по результатам проверки нарушений.
ГЛАВА 3
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРОК ПРОФСОЮЗАМИ
8. Планы осуществления профсоюзами проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда (далее - планы проверок) формируются профсоюзами в установленном республиканскими объединениями профсоюзов порядке в соответствии с требованиями настоящего Положения и Указа, его утверждающего.
9. Профсоюзы осуществляют планирование проверок во взаимодействии между собой и с учетом соответствующих координационных планов контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, размещенных на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет.
При совпадении контролируемых субъектов, проведение проверок которых в текущем полугодии запланировано профсоюзами и контролирующими (надзорными) органами (за исключением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты), профсоюзы обязаны установить срок проведения плановой проверки, совпадающий со сроком, установленным в соответствующем координационном плане контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. В случае включения в соответствующий координационный план контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь проверки контролируемого субъекта Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты на первое или второе полугодие текущего года включение профсоюзом данного контролируемого субъекта в план проверок в текущем году не допускается.
В случае, если проверка контролируемого субъекта в течение первого полугодия текущего календарного года была проведена профсоюзами или контролирующими (надзорными) органами, включение данного контролируемого субъекта в план проверок на второе полугодие текущего года не допускается.
Планы проведения профсоюзами проверок размещаются на официальных сайтах республиканских объединений профсоюзов в глобальной компьютерной сети Интернет.
ГЛАВА 4
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК
10. Проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если:
является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником контролируемого субъекта;
является близким родственником учредителя (акционера, участника, члена) или работника контролируемого субъекта;
имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки.
При наличии указанных оснований отвод может быть заявлен контролируемым субъектом не позднее двух рабочих дней со дня начала проверки.
11. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен в письменной форме.
12. При самоотводе или отводе вопрос о замене проверяющего либо мотивированном отказе в отводе решается профсоюзом, назначившим проведение проверки. При этом, если самоотвод или отвод заявлен в ходе проведения проверки, ее проведение приостанавливается до принятия решения о замене проверяющего либо мотивированном отказе в отводе.
13. Решение об отказе в отводе проверяющего может быть обжаловано контролируемым субъектом в порядке, установленном настоящим Положением.
ГЛАВА 5
НАЧАЛО ПРОВЕРКИ
14. О назначении плановой проверки контролируемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за десять рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление о проведении проверки (далее - уведомление), направленное по последнему известному профсоюзу месту нахождения контролируемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.
15. Уведомление должно содержать:
наименование профсоюза, который будет проводить проверку;
дату начала проверки;
проверяемый период;
сферу (сферы) законодательства, предусмотренную в абзацах втором и третьем пункта 2 Указа, утверждающего настоящее Положение, в отношении соблюдения которой будет проводиться проверка.
Форма уведомления утверждается республиканскими объединениями профсоюзов.
16. Контролируемый субъект обязан до начала проведения профсоюзом плановой проверки письменно проинформировать профсоюз, если:
за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки;
в течение календарного года вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным профсоюзом и по ним составлено представление (справка).
В этих случаях проведение плановой проверки профсоюзом по данным вопросам не допускается.
17. Проверка проводится на основании предписания руководителя профсоюза (уполномоченного им заместителя руководителя профсоюза), заверенного печатью профсоюза или оформленного на фирменном бланке.
В предписании указываются:
номер и дата выдачи предписания;
основание проведения проверки;
наименование профсоюза, проводящего проверку;
наименование контролируемого субъекта;
фамилия и инициалы проверяющего (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки);
сфера (сферы) законодательства, предусмотренная в абзацах втором и третьем пункта 2 Указа, утверждающего настоящее Положение, в отношении соблюдения которой будет проводиться проверка;
проверяемый период;
даты начала и окончания проверки.
Профсоюзы обязаны вести отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов.
ГЛАВА 6
СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК
18. Срок проведения проверки не может превышать трех рабочих дней.
Срок проведения контрольной проверки не должен превышать одного рабочего дня.
19. Приостановление, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего Положения, и продление сроков проведения проверок не допускаются.
20. Контролируемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению контролируемого субъекта профсоюзом однократно может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки.
21. После внесения необходимых сведений в книгу учета проверок (в случае ее представления) проверяющие знакомят представителей контролируемого субъекта с видом общественного контроля, по которому будет проводиться проверка. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов или профсоюзом ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных контролирующим (надзорным) органом или другим профсоюзом, проверяющий обязан незамедлительно проинформировать об этом лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки.
22. Порядок проведения проверки проверяющими устанавливается республиканскими объединениями профсоюзов.
ГЛАВА 7
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
23. По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора (соглашения), проверяющим составляется представление.
Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения), оформляются справкой.
Представление (справка) оформляется в двух экземплярах.
24. В представлении должны быть указаны:
наименование контролируемого субъекта;
дата и место составления представления;
наименование профсоюза, назначившего проверку;
фамилия, имя, отчество проверяющего;
перечень проверенных вопросов;
содержание выявленных нарушений, перечень нарушенных норм законодательства (коллективного договора (соглашения), требования по их устранению, в том числе в случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству, коллективному договору (соглашению) требования изменить условия трудового договора (контракта) в интересах работника, провести аттестацию рабочих мест по условиям труда при ее непроведении в установленный законодательством срок, и сроки устранения;
адрес, по которому следует сообщить об устранении нарушений в установленный срок.
Требования к содержанию справки устанавливаются республиканскими объединениями профсоюзов.
25. Представление (справка) подписывается проверяющим и вручается контролируемому субъекту или его представителю в срок и порядке, установленные профсоюзом.
26. Контролируемый субъект письменно сообщает профсоюзу, проводившему проверку, о выполнении каждого пункта представления.
27. Руководитель профсоюза (уполномоченный им заместитель руководителя профсоюза), подписавший предписание на проведение проверки, не позднее двух рабочих дней со дня получения сообщения о выполнении требований представления вправе назначить проведение контрольной проверки.
28. В случае получения представления, повлекшего приостановление проверяемым субъектом выполняемых работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), эксплуатации оборудования, контролируемый субъект после устранения выявленных нарушений направляет в профсоюз в срок, указанный в представлении, соответствующее уведомление.
Решение о разрешении дальнейшего выполнения работ, в том числе возобновлении деятельности цехов (производственных участков), эксплуатации оборудования, принимается профсоюзом в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, не позднее двух рабочих дней со дня получения данного уведомления.
ГЛАВА 8
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ПРОВЕРЯЮЩИХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРОФСОЮЗОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
29. Контролируемый субъект имеет право обжаловать действия (бездействие) проверяющих и должностных лиц профсоюза, назначивших проведение проверки, если он полагает, что проверка произведена с нарушением норм, установленных настоящим Положением или иным актом законодательства, либо нарушает его права.
Действия (бездействие) проверяющих и должностных лиц профсоюза, назначивших проведение проверки, могут быть обжалованы руководителю профсоюза, назначившему проверку, и (или) в суд.
Подача жалобы руководителю профсоюза, назначившему проверку, не исключает права на подачу жалобы в суд.
30. Жалоба в месячный срок со дня ее получения рассматривается руководителем профсоюза, назначившим проверку, который по итогам ее рассмотрения вправе удовлетворить жалобу либо оставить ее без удовлетворения. Решение по жалобе направляется контролируемому субъекту.
31. Представление (отдельные его пункты) в десятидневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано контролируемым субъектом руководителю профсоюза и (или) в суд.
Подача жалобы руководителю профсоюза, назначившему проверку, не исключает права на подачу жалобы в суд.
Разногласия профсоюза и контролируемого субъекта по представлению (отдельным его пунктам) о нарушении коллективного договора (соглашения) рассматриваются в порядке, предусмотренном законодательством о труде для разрешения коллективных трудовых споров.
32. Подача жалобы не освобождает контролируемый субъект от выполнения требований представления.