Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации о проведении единого урока безопасности в сети Интернет

Дата: 19 декабря 2017 в 23:27
522 просмотра

Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет, уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить нужную информацию и качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с сетью Интернет, представляющих для подростков угрозу, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых обучающихся.

   Обеспечение безопасности подростков, не готовых иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают – одна из главных задач цивилизованного общества, в том числе системы образования, родителей, правоохранительных органов, системы здравоохранения, всего общества.

               Так как в образовательной среде преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих обучающихся, то в каждом учреждении образования должна быть выработана единая стратегия безопасности, предусматривающая работу с педагогическим коллективом, работу с родителями и работу с обучающимися.

               Работа с учителями может вестись в форме семинаров, мастер-классов, круглых столов. Классные руководители должны осознавать, что существует проблема информационной безопасности личности в сети Интернет, знать о нежелательном контенте, о том, как с ним бороться, о видах и формах информационно-психологического воздействия и методах защиты от него, правилах и нормах сетевого этикета, видах девиантного поведения детей и методах работы по их устранению.

Достичь высоких результатов в обеспечении информационной безопасности детей невозможно без привлечения родителей. С ними необходимо вести постоянную разъяснительную работу. Формы работы с родителями могут быть разнообразными: выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы; информация на сайте учреждения образования; встречи со специалистами; практические занятия.

Предлагаем примерный список вопросов, которые рекомендуется обсудить на встрече с родителями (смотреть)

Следует подготовить для родителей памятки «Опасности, которые ждут подростков в сети Интернет» (смотреть)

Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости  (смотреть)

Компьютерную зависимость легче предупредить, чем впоследствии бороться с нею. Вот несколько рекомендаций родителям по предупреждению компьютерной зависимости.

Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить! Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами. Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.  

Стоит показать и обсудить с родителями видеоролики по данной теме:

https://www.youtube.com/watch?v=KEcFFzCNnVs&list=PLz0giOWUoxRWsPage1ntQVZPUjMTFmWwq.

При организации урока безопасности в сети Интернет следует обеспечить тесное взаимодействие с отделами внутренних дел, здравоохранения, юстиции, идеологической работы, культуры и по делам молодежи горрайисполкомов, РУП «Белтелеком».

В ходе урока безопасного поведения в сети Интернет обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:

- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредствоминых электронных средств массовой коммуникации;

- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству ирепутации;

- распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

- критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

- применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

В рамках урока целесообразно познакомить обучающихся с международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в белорусском законодательстве: Указе Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», Законах Республики Беларусь «О средствах массовой информации»,«Об информации, информатизации и защите информации»и«О правах ребенка»,Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2016 г. № 871«О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 11 мая 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

На уроке необходимо затронуть следующие аспекты:

- перечень рисков, подстерегающих в сети Интернет;

- рекомендации по грамотному использованию электронной почты;

- технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями.

Необходимо обеспечить обучающихся инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет-зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет; информацией о программном обеспечении, позволяющим осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.

Также рекомендуется рассмотреть следующие объекты, являющиеся опасными в сети Интернет: нежелательные программы; защита личных данных; мошенничество; виртуальные «друзья»; пиратство; on-line-игры; этика; критический подход к информации.

Возможные формы проведения урока: лекция, деловая игра, урок-презентация проектов, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, встреча со специалистами медиа-сферы, системными администраторами и т.д.

По итогам проведения урока можно провести итоговое анкетирование по теме «Безопасный Интернет». Анкетирование предполагается проводить в форме анонимного опроса как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Анкета «Осторожно вирус» (смотреть)

Анкета «Осторожно Интернет» (смотреть)

Примерный план-конспект урока безопасности в сети Интернет (смотреть)

Памятка «Правила работы в сети Интернет» (смотреть)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.