Каким бы ни оказался ваш результат на централизованном тестировании, - это будет в первую очередь ваша заслуга или ваш провал! Конечно, всегда можно найти себе оправдание, что не повезло с учителями, репетиторами, родителями и так далее. Возможно, так оно и есть. Но постарайтесь быть честным с самим собой - главное зависело от вас. И именно от вас зависит, как вы настроитесь на тесты.
Голова во время экзамена должна быть ясной.
Поэтому вы должны:
- высыпаться перед тестированием;
- гулять на свежем воздухе;
- поменьше сидеть у телевизора и компьютера;
- во время занятий делать непродолжительные перерывы, посвятив их заботе о своем теле и духе: сделайте легкий массаж головы, выполните несложные физические упражнения;
- грамотно питайтесь: 20% калорий, поступивших в организм, «съедает» работа мозга, его на голодном пайке в этот ответственный период держать нельзя;
- не заниматься учебой «круглосуточно».
Алкоголь на выпускном вечере лучше исключить. После среднего опьянения мозг восстанавливается 4 - 5 дней, после хорошей пьянки - неделю, поэтому «вспышки разума» на тестировании будут маловероятны. В лучшем случае вы решите стандартные задачи. Окончание учебного года лучше отметить после того, как все экзамены закончатся. Вот тогда отпразднуйте так, как посчитаете нужным!
По этой же причине ограничьте время загула на выпускном вечере. Не стоит менять биологический ритм жизни. На его восстановление также уйдет несколько дней.
О тестировании
Будьте готовы к тому, что само тестирование начнется не раньше 11.30, так как в аудитории всегда будут «тугодумы», которым несколько раз придется объяснять, как оформляется и заполняется бланк. Не психуйте и не нервничайте. Можете полчасика поспать на парте. Кстати, не вздумайте опоздать по этой причине! Вход в аудитории (не в здание, а именно в аудитории!) прекращается в 11 часов.
Войдя в аудиторию, проверьте пригодность вашего места для трехчасового экзамена, на подготовку к которому вы потратили столько сил и времени, а родители - средств. Вам должно быть удобно сидеть, если нет - позовите преподавателей и попросите их помочь. До начала тестирования сходите в туалет. Во-первых, поход в туалет во время тестирования приведет к потере времени. Во-вторых, вы будете знать, где он находится, и не потратите много времени на поиски в случае необходимости. В-третьих, мозг не будет отвлекаться на физиологические потребности, что тоже важно.
До начала тестирования вы проведете в аудитории довольно продолжительное время. Успокойтесь, закройте глаза и расскажите себе то единственное стихотворение, которое вы, возможно, знаете наизусть, или про себя напойте любимую песню.
Когда получите условие теста на руки, не бросайтесь на него, сломя голову. Сначала сделайте на черновике таблицу с ответами, которую вы будете заполнять по мере решения задач. Так вы уменьшите риск неверно записать ответы в бланк.
Не выглядывайте сразу сложные задачи с мыслью «Я как раз не знаю, как такое решать!». Найдите те задания, которые вы точно решите, сделайте это и похвалите себя. Не забудьте заодно представить себе недовольную противную физиономию своего учителя. Вспомните все «ласковые» слова, которые вы слышали от него и еще рискуете услышать, когда станут известны результаты ЦТ.
Не обращайте внимания на других абитуриентов. Вы сами за себя, они тоже. Не переживайте из-за того, что многие абитуриенты начнут сдавать тесты раньше вас. Не отвлекайтесь, это не ваше дело! Вы должны бороться все время, отведенное на тест!!!
Перед тестом посмотрите футбольный матч английской премьер-лиги или хоккейный матч НХЛ, а лучше посмотрите игру по хоккею сборной Беларуси со Словакией на Чемпионате Мира - 2016. Обратите внимание, что проигрывающая команда сражается до последней секунды даже в безнадежной ситуации. Боритесь, сдаться вы всегда успеете!
Не забудьте взять с собой питьевую негазированную воду в небольшой прозрачной пластмассовой бутылке (0,5 л). Заранее снимите с бутылки этикетки, так как организаторы могут посчитать, что на них написаны шпаргалки. В аудитории всегда есть питьевая вода и одноразовая посуда, но их может не хватить на всех. Организаторы тестирования могут запретить вам входить в аудиторию с бутылкой или попросят поставить ее на общий стол. Если это произойдет, не обижайтесь, а просто выполните их требования.
Ни в коем случае не кладите в карман мобильный телефон, даже в отключенном состоянии. Из аудитории выгоняют даже в момент, когда абитуриент одной рукой сдает бланк, а второй рукой рефлекторно лезет за телефоном.
Не берите на тест шпаргалки. Случайно опустите руку в карман и … Вы уже за дверью. Никто не будет вам делать замечания и грозить пальцем, преподаватели просто заберут ваш бланк, не вступая в переговоры.
Если вам не хватит черновиков, обратитесь к преподавателю в аудитории. Внимание! В очень редких случаях вас могут послать, сказав, что бумаги больше нет. Не психуйте в этом случае, но и не идите туда, куда вас пошлют! Спокойно попросите протокол проведения экзамена для того, чтобы сделать там запись. Вас могут послать второй раз. Тогда потребуйте пригласить председателя экзаменационной комиссии. Бумага для черновиков волшебным образом найдется!
В туалет вас обязаны выпустить (под контролем). Не ведитесь на предложение закончить работу и только после этого идти в туалет. Терпеть и хорошо решать затруднительно. В случае возникновения конфликта действуйте по алгоритму, описанному выше.
Кстати, по такому же алгоритму ведите себя в случае возникновения других конфликтных ситуаций.
В любом случае помните, что вся система ЦТ создана для вас, вы ее главные действующие лица, у вас есть права (например, вас не имеют права отвлекать от написания теста). Помните, что за редчайшим исключением преподаватели в аудитории - вполне дружелюбные по отношению к вам люди, не настроенные на то, чтобы создавать вам и себе лишние проблемы. Соблюдайте правила написания теста - и никто не станет вам мешать.
Помните, что конфликт проще предупредить, чем нейтрализовать! Если вы будете спокойно решать тест, не отвлекая других абитуриентов и преподавателей и не досаждая им, то ни один преподаватель не станет создавать конфликтную ситуацию. Ведите себя спокойно и уверенно.
Не спешите сдавать работу. Если у вас осталось время, проверьте еще раз решения. Даже если в части А вы получили ответ, который есть среди вариантов ответа, он необязательно верный, ведь самые типичные ошибки составители тестов учитывают.
Если задача не решается, пропустите ее и идите дальше, вернетесь к этой задаче потом.
Внимание! В очень редких случаях условие задачи может быть плохо напечатано или может быть два одинаковых ответа. Также условие задачи может быть некорректным. Не заводитесь по этому поводу, не лезьте с вопросами к преподавателю - только потеряете время. Эту ситуацию как-нибудь разрулят без вас. Пропустите эту задачу, вернетесь к ней позже, когда все станет на свои места. Если же в аудитории никто кроме вас не заметил проблемы, то обратитесь к преподавателю, когда вы прорешаете основную часть теста. Преподавателем в аудитории на тест по математике или физике назначается филолог, историк и наоборот. Ответить на ваш вопрос по предмету он не имеет права, да и не сможет. Поэтому зафиксируйте проблему в протоколе о проведении экзамена. Если вы правы, то вам зачтут решение этой задачи. Но подчеркнем еще раз, не переживайте по этому поводу. Одно задание не окажет существенного влияния на результат тестирования. А вот неадекватная реакция на эту проблему может помешать вам решить остальные задачи.
Начните заполнять бланк ответов не позже, чем за 30 минут до окончания теста, вне зависимости от того, все ли задачи вы успели решить. В спешке можно сделать глупые ошибки. Если время останется, то «добейте» самые сложные задачи.
Если тест сложный, не паникуйте, в нем обязательно найдутся простые задачи. Кроме того, он одинаково сложен для всех. Просто средний балл будет низким.
Самое главное - вы пришли на ЦТ за успехом!
Что делать, если вы уверенны, что вашу работу плохо проверили.
В случае, если у вас есть обоснованные сомнения в том, что ваш бланк неправильно проверен или во время тестирования произошли какие-то события, которые помешали вам хорошо написать тест, причем виноваты в этом организаторы тестирования, то:
- не надо звонить в РИКЗ или еще куда-нибудь - это бесполезно;
- не надо ехать в РИКЗ и пытаться там решать проблему - это бесполезно.
Необходимо сесть и вместе с родителями подумать, готовы ли вы потратить нервы и время на то, чтобы попытаться добиться справедливости или «Ну его …».
Если вы вместе с родителями приняли твердое решение доказывать свою правоту, то действовать надо по следующему единственно правильному алгоритму:
- написать дома документ, в котором подробно, точно и толково будет описана суть претензий и сформулированы ваши требования, например, перепроверить вручную ваш бланк ответов (желательно предварительно обсудить содержание заявления с человеком, который разбирается в системе организации ЦТ);
- приехать в государственную комиссию по контролю за проведением экзаменов, и задокументировать факт подачи заявления (вы заранее должны быть готовы к тому, что вас будут отговаривать от подачи письменного заявления).
Если ваши претензии обоснованы, то у вас есть хорошие шансы на то, что госкомиссия решит конфликт в вашу пользу.
ИЗ РАССКАЗОВ УЧЕНИКОВ ПОСЛЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
«Подумал, что за калькулятор наказывать не будут»
Рассказ ученика, который по всем тестам должен был набрать от 90 до 100 баллов.
- Когда я делал середину части B, теста по русскому, ручка перестала писать. Я достал другую. Именно этой ручкой я заполнял потом бланки на ЦТ по математике и физике. Результаты по математике и физике были в районе 45, а по русскому 76, а минусы в бланке начинались с середины части B. У моей мамы на работе есть хороший сканер, распознающий метки. Этот сканер с трудом распознал значки, которые я делал этой ручкой. Я поехал в РИКЗ просить, чтобы мой бланк вручную перепроверили, но мне отказали. Еще я поехал в свой лицей, попросить там о помощи, но мне сказали, что ничем помочь не могут.
Очень печальная история, которую рассказал ученик после ЦТ по математике.
- Когда до конца теста оставалось минут 40, я остался в аудитории один. За 30 минут до конца теста и за 15 минут до конца теста должны были предупредить, сколько времени осталось, но не предупредили, по крайней мере, я не слышал. Предупредили за 5 минут, когда я заканчивал решение B 12. Да, я читал вашу инструкцию, что бланк надо заполнить за полчаса до окончания теста, а потом доделывать задачи, которые у меня не получились, но думал, что успею. Дорешал В12, а он уже надо мной стоит, и каждые 10 секунд повторяет: «Сдавай, сдавай». Потом локоть на бланк положил: «Все, неси на стол»! Я просил, умолял, он: «Кому сейчас легко»? А я успел до А15 заполнить, еще 4 клетки заполнил на ходу, пока нес сдавать. Попросил дать протокол проведения экзамена, как вы в инструкции писали, меня послали, об этом вы тоже в инструкции писали. Попросил пригласить председателя комиссии, опять же по вашей инструкции, меня угрожающе спросили: «Ты точно этого хочешь»? Я испугался и не стал настаивать.
- До конца теста по математике оставалось 15 минут, и я подумал, что за калькулятор наказывать не будут. Я даже сразу не понял, что произошло: кто-то тихо подошел и забрал бланк, который был уже почти заполнен. Мне вообще ничего не сказали. Потом я понял, что моя работа проверяться не будет.
- Телефон я перед тестом выключил, но зазвонил будильник, который у меня стоял на 12 часов дня. Я же не знал, что будильник звонит даже в выключенном телефоне… С сентября иду работать и прихожу к вам заниматься на повторный курс.
- Одной рукой я сдавал работу члену комиссии, а другой полез в карман за отключенным телефоном... Работу не взяли.
- Парень, который сидел рядом, по ошибке заполнял не свой бланк, а мой. Что-то я смогла переправить с помощью «отмены меток», что-то он не успел заполнить. Но, в целом, ничего было сделать нельзя, комиссия даже не стала со мной разговаривать.
- Я не помнила, как решать А5, оставила на потом и забыла. А когда заполняла бланк, сбилась на одну клетку, то есть ответ к А6 заполнила в А5, ответ к А7 заполнила в А6 и так далее. Опомнилась только к части В...